Напрасная
попытка извлечь из простого сырья благородный металл
золото — вот только один из примеров стремления Запада
к техническому прогрессу, стремления, которое определило
развитие нашей цивилизации. В Китае же целью, которая
принесла множество культурных достижений, в том числе
ТКМ, а с ней и науку о питании, было стремление к бессмертию
или, по крайней мере, к по-настоящему долгой жизни.
Этим Китай обязан даосизму, который черпает знания и
опыт в наблюдении за природой и понимании космической
природы взаимосвязей.
Одной из главных тем даосизма является учение о движении.
Оно утверждает, что во всем космосе не существует неподвижного
состояния — все находится в постоянном движении. А если
какое-то состояние и кажется нам неизменным, причина
в том, что процесс возникновения или распада происходит
настолько медленно, что мы не в состоянии его заметить.
Понаблюдайте пару лет за каким-нибудь камнем или горой,
и они покажутся вам абсолютно неподвижными, не подверженными
никаким видимым изменениям. Если же взять гораздо более
долгий период времени, изменения станут очевидными.
У природы счет идет не на года, а на миллионы лет.
Мы, люди, тоже переживаем постоянный процесс изменения,
и в большинстве случаев нам неведомо, что принесет с
собой будущее. Чтобы избежать подобной неопределенности,
люди пытались выяснить, каковы же закономерности, по
которым происходят эти изменения.
Когда становится понятным, как происходит то или иное
событие, оно становится предсказуемым, вычисляемым и
перестает внушать страх. Именно боязнь неопределенности
является важнейшим двигателем философии, религии, культуры
и технического прогресса. В Китае поиск избавления от
извечных человеческих страхов — несчастья, болезни и
смерти — привел к возникновению даосизма. Развитие мудрости
и познание происхождения бытия являлись целями учеников
даосского учителя Лао-Цзы. Чтобы достичь высокого уровня
духовной зрелости, к которому стремились эти люди, приходилось
посвящать много времени духовным практикам.
В
отличие от последователей буддизма, пришедшего в Китай
только в 500 г. н. э., они придавали перерождению относительно
небольшое значение — их наивысшей целью было достижение
бессмертия или, по крайней мере, долголетия. Все остальные
потребности были подчинены этой задаче. Изначально стремление
к долголетию подчинялось более высокой цели — достижению
просветления, но со временем у философии долголетия
появились собственные движущие силы.
Изначальная
цель — просветление — отошла на задний план, а достижение
почтенного возраста в здоровом теле стало самоцелью,
которая у китайцев превратилась в своего рода навязчивую
идею.
|